Условно бесплатная медицина

Граждане не всегда могут воспользоваться гарантированной бесплатной врачебной помощью в выбранной государственной клинике.

Это вынуждает пациентов оплачивать медицинские услуги без надежды получить компенсацию.

Согласно Конституции России, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Закон также предусматривает право пациентов на выбор медицинских учреждений и лечащих врачей.

Бесправный полис

Отечественная система здравоохранения устроена по формально страховому принципу. С заработной платы каждого работающего в Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС) удерживается 5,1 процента. Но независимо от фактически уплаченных сборов трудящиеся, безработные, дети, студенты, пенсионеры и иные иждивенцы вправе получить полис, на основании которого предоставляются включенные в специальные федеральную и территориальную программы медицинские услуги. Сам полис оформляется выбранной самим потенциальным пациентом страховой компанией, на нее же возлагается контроль за качеством оказываемой бесплатной врачебной помощи.

В Министерстве здравоохранения России напоминают, что при выписке полиса гражданин вправе выбирать предоставляющие так называемую первичную медико-санитарную помощь организации – поликлинику (обычную и стоматологическую), онкологический и кожно-венерический кабинет, травмопункт и женскую консультацию. Не чаще одного раза в год пациент может менять страховую компанию и выбранные учреждения здравоохранения, а в случае переезда по новому адресу – воспользоваться правом на внеплановую замену. «Путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации гражданин не чаще чем один раз в год осуществляет выбор врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача», – пояснила АПИ заместитель директора Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава Эльмира Вергазова.

При всем богатстве выбора – альтернативы нет

Но реализовать гарантированное законом право на выбор удается не всем. Во-первых, во многих поликлиниках работает всего один терапевт, педиатр и другие врачи. Во-вторых, эскулапы не обязаны выезжать на дом пациента в другой населенный пункт или район, а разделение оказывающих надомную и амбулаторную первичную помощь учреждений нормативно не предусмотрено. Также эксперты указывают на отсутствие критериев, по которым потребитель медицинских услуг мог бы выбирать квалифицированного медика.

Более того, в некоторых регионах приняты законы, прямо ограничивающие возможность выбора клиники. Например, в Санкт-Петербурге прикрепление гарантируется только по месту фактического проживания, учебы или работы гражданина. Желающему бесплатно лечиться в многочисленных входящих в программы ОМС престижных, в том числе частных клиниках, может быть отказано.

Судебная практика по спорам о выборе бесплатного учреждения здравоохранения пока неоднозначна. Так, москвичу Сорокину отказали в лечении его дочери в детской городской поликлинике № 118, так как ее «ресурсные возможности» ограничены, а семья пациента проживает вне зоны ее обслуживания: «Дальнейшее увеличение числа прикрепленного детского населения, проживающего вне территории обслуживания поликлиники, приведет к невозможности выполнения задачи обеспечения оказания качественной медицинской помощи детскому населению, проживающему на территории обслуживаемой поликлиники», – заявили в Департаменте здравоохранения Москвы. Чиновники рекомендовали отцу обращаться в поликлинику по месту жительства или другие медицинские организации столицы.

Служители Фемиды признали действия городских властей незаконными: «Поскольку каких-либо ограничений в реализации застрахованным лицом права на выбор медицинской организации нормами действующего законодательства не установлено, отказ ответчика в продолжении медицинского обслуживания несовершеннолетней дочери истца является неправомерным», – констатировал Московский городской суд.

А вот уфимцу Газизову не удалось восстановить «прикрепление» к Республиканской клинической больнице № 2, подведомственной Управлению делами Президента Башкортостана и занимающейся лечением соответствующего контингента пациентов (сотрудников органов государственной власти, должностных лиц, руководителей учреждений, ведомств, организаций и иных). Поэтому после увольнения экс-чиновника его медицинское обслуживание в «элитной» больнице было прекращено. Суд пришел к выводу, что не участвующее в реализации программы ОМС учреждение здравоохранения не обязано оказывать даже имеющим общий полис бесплатные медицинские услуги.

Навязанное удовольствие

По данным Росстата, за последние пять лет объем платных медицинских услуг увеличился в два раза. Даже в Министерстве экономического развития России признают, что главной причиной такого роста остается ненадлежащее качество бесплатной медицинской помощи: «До тех пор, пока не произойдет значительного улучшения качества бесплатных медицинских услуг, рынок платных услуг будет расти. В то же время, по мнению участников рынка частной медицины, его развитие зачастую тормозится государственными учреждениями здравоохранения, которые предлагают клиентам платные услуги по демпинговым ценам», – убеждены эксперты экономического ведомства.

Утвержденные Правительством России правила запрещают участвующим в ОМС клиникам навязывать платные услуги – отказ от заключения такого договора «не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых потребителю без взимания платы в рамках программы и территориальной программы». В то же время государственные учреждения здравоохранения вправе взимать плату при самостоятельном обращении пациента, за необходимые из-за индивидуальной непереносимости пациента лекарства и медицинские изделия, индивидуальное наблюдение и другие сервисы.

Попытки потребителей доказать фактическое навязывание платных услуг чаще всего обречены на провал. Так, московская пенсионерка Стржемечная утверждала, что вынуждена была оплачивать операцию, которую государственной клинике следовало провести в рамках программы бесплатной медицинской помощи. Отвергая требования пациента, чиновники предъявили подписанное ею информационное добровольное согласие. Из него следовало, что эскулапы разъяснили женщине право на получение бесплатного лечения, но она осознанно решила заказать услуги сверх государственной программы за счет своих личных средств. «Платное лечение было оказано истице по ее волеизъявлению на основании заключенного договора», – заключил Московский городской суд.

Справка
На лечение каждого россиянина из фонда ОМС в 2017 году выделено 8,9 тысячи рублей, еще 3,5 тысячи рублей составляет бюджетное софинансирование. «Подушевой норматив» в Москве превышает 25,6 тысячи рублей, в Санкт-Петербурге – почти 23 тысячи.

Мнения

Барановский Алексей, генеральный директор медицинской компании «Медкорп»

Далеко не всегда качество медицинской помощи зависит от источника и объема финансирования. Есть лечебно-профилактические учреждения, которые, работая и в ОМС, могут обеспечивать высокое качество помощи. Тогда как у многих не испытывающих проблем с финансированием частных клиник наблюдаются проблемы с качеством.

На мой взгляд, проблема с качеством медицинской помощи больше связана не с источником финансирования, а со своевременным поступлением денежных средств и их правильным использованием, системой менеджмента качества и наличием квалифицированного врачебного персонала. Во многих учреждениях здравоохранения не хватает как врачей первичной медпомощи, так и специалистов, а уровень образования и практических навыков работающих нередко оставляет желать лучшего.

Формально пациенты раз в год имеют возможность поменять лечебно-профилактическое учреждение, в котором они хотели бы обслуживаться по ОМС. Вот только большинство граждан не имеют представления о том, по каким критериям поликлинику выбрать. К тому же их количество в районе проживания сильно ограничено, а обслуживание на дому с другой территории выполняться фактически не может. Равно как формально можно поменять участкового врача-терапевта, но только если есть какая-то альтернатива. На дом же все равно будут приезжать те врачи, которые закреплены за территорией проживания пациента. С врачами-специалистами дело обстоит еще хуже – в большинстве поликлиник в регионах в принципе проблемы с набором специалистов, а потому о выборе речи обычно не идет.

Александр Золотарев, руководитель Центра медицинского права
Качественное медицинское обслуживание в рамках программ ОМС зависит от достаточности финансирования конкретного региона. В дотационных субъектах Федерации о качестве говорить не приходится. Врачей и учреждения менять теоретически можно, на практике это сопряжено с большими потерями времени, моральными затратами и отсутствием альтернативы. Порой пациенты сталкиваются с ситуациями, когда получают отказы в случае, если проживают в другом районе. Кроме того, на практике очень сложно быстро поменять врача, если возникает такая необходимость. Это связано с забюрократизированностью на местах и специальной медлительностью главных врачей.

Совсем иная ситуация наблюдается в самодостаточных в плане бюджетного финансирования регионах. В них возможно внесение изменений в полис ОМС с учетом нуждаемости в конкретных узких специалистах. Упрощена процедура госпитализации в стационар. Так, в случае экстренной госпитализации общение идет с приехавшей бригадой, они связываются со своим центром, узнают о возможности и наличии свободных мест на текущий момент.

Комментариев нет:

Отправить комментарий